Главная Публикации Форум О нас

Тульское образование идет ко дну

[19.03.2006]

В Тульской областной газете "Молодой коммунар" опубликован острый материал под названием  "Точки роста" и  "кочки преткновения" с коллегии департамента образования Тульской области, где подводились итоги прошлого года и определялись задачи на нынешний. По словам принявшего участие в работе коллегии заместителя губернатора Анатолия Артемьева, «государство повернулось лицом к образованию, и теперь учителя и чиновники в одной  лодке». С этим вряд ли согласны многие тульские учителя. "В действительности к лодке, где сидят чиновники, даже классные руководители ненамного приблизились", которые получили по тысяче рублей, из которых вычли подоходный налог. "Рядовые же учителя  по-прежнему далеки от чиновничьей лодки. В 2005 году зарплата повышалась с 1 января в 1,2 раза и с 1 сентября в 1,1 раза. Если вспомнить, какими темпами росли цены в прошлом году, то "повышением зарплаты» назвать это язык не поворачивается, - утверждает  автор материала . "Проблемы  тульской системы образования не ограничиваются низкой зарплатой. Около 200 образовательных учреждений области к началу 2005 г. не смогли получить лицензии из-за несоответствий их помещений нормам санитарно-эпидемиологической и противопожарной служб. На 10% сократилось число сельских школ, и этот процесс будет продолжаться: в текущем году планируется закрыть 14 школ, 5 реорганизовать. Что касается питания школьников, то здесь тоже особо похвастаться нечем: по сравнению с прошлым годом в текущем сумма на одного ребенка в день выросла на полтора рубля и составила 6,5 руб. Чем и как можно накормить на такие деньги, непонятно. Кроме того, не все дети, посещающие "продленку», получают двухразовое питание.За прошлый год в регионе  закрылись 14  детских садов , а количество детей, их посещающих, увеличилось более чем на 700. Не все благополучно с кадрами. Желающих работать воспитателями становится все меньше и меньше-, зарплата копеечная, а нагрузка и ответственность огромная.

Естественно, национальный проект не может залатать все дыры в системе образования, собственно, в этом признаются и сами чиновники. Однако они считают, что проект, как сказано в итоговом докладе директора департамента Ольги Хамешиной, должен «обозначить сточки роста» и инициировать существенные вложения» в эту сферу. Общая сумма государственных грантов на поощрение 85 лучших учителей Тульской области - 8,5 млн руб. и 25 лучших школ - 25 млн руб. Областная администрация решила добавить к федеральным средствам деньги из своего бюджета и дополнительно наградить 5 лучших школ ( по 500 тыс. руб.) и 5 лучших педагогов (по 50 тыс.).

"Если посмотреть на содержание проекта трезвым взглядом и без пафоса, то ничего принципиально нового в нем нет. Есть немаленькая сумма, выделяемая из федерального бюджета на поддержку лучших. Что само по себе уже неплохо: дополнительный стимул и дополнительные деньги, разумеется, никому не помешают. Однако сами критерии определения достойных не слишком совершенны и, увы, ставят потенциальных участников конкурса в неравные стартовые условия.

- К национальному проекту «Образование» надо отнестись спокойно и прагматично, рассматривать его просто как дополнительный ресурс, который необходимо рационально использовать, - убеждена председатель регионального экспертного совета (РЭС), доктор педагогических наук Ольга Заславская. В нормативных документах по национальным проектам в области образования  предписывается выбирать лучших из претендентов на гранты должны именно гражданские институты, а не чиновники. При определении школ-победителей будет работать 5 организаций, при отборе  педагогов-победителей - 3. Правда, здесь тоже возникают сложности - у нас просто  нет такого количества активно действующих общественных организаций. Почему? Да просто потому, что при всех декларациях о демократизации общества нашей власти они не были нужны, и их  влияние на принимаемые решения было ничтожным.

Есть проблемы и с процедурой выдвижения лучших школ и учителей для получения грантов. Оговорено, что школу на конкурс выдвигают тоже гражданские институты: педсовет, методсовет или попечительский совет. В реальности чаще всего «выдвиженцев» назначает руководитель местного комитета образования, после чего директора начинают метаться и выбивать необходимые справки.

К сожалению, в нормативных документах, спущенных из федерального центра, есть и масса досадных несуразностей, которые, возможно, не выглядят таковыми в пределах Садового кольца. Государство, кроме критериев отбора лучших, разработало и критерии участия. То есть не каждая школа и не каждый педагог могут подать документы на грант. Для этого надо собрать кучу справок, подтверждающих участие в конкурсах, использование современных технологий в процессе обучения, наличие компьютерных классов, собственного сайта (!) и прочее. Причем каждая из позиций должна быть подтверждена справкой из роно. Допустим, если в районной или сельской школе есть музей, театр, зимний сад и педагоги там работают творчески, однако местные власти не озаботились обеспечить ее компьютерным парком, заявку на грант у нее никто не примет. Видимо, федеральным начальникам невдомек, что у большинства российских школ не то что с сайтами и компьютерами - с элементарными бытовыми удобствами проблемы. Да и у педагогов разные возможности. Если человек пашет с утра до ночи за копейки, чтобы прокормить семью, ему просто некогда зарабатывать формальные очки, необходимые для подачи заявки.

Известно, что система образования в принципе консервативна, тем не менее очень не хочется, чтобы в этом случае было как всегда: благополучные получили миллион, а бедные остались в беспросветной нищете, - заключает автор материала.


Все публикации   Еще про общество   Еще из Тульской области   Обсудить  
Поиск:
Логин:
Пароль:
Регистрация

Яндекс цитирования
Сейчас на сайте: Michaelstuck
 
RSS 2.0
© 2015 ООО "Центр информационных технологий". При цитировании информации гиперссылка на Новости Энергетики обязательна
E-Mail: info@energetic-news.ru