Главная Публикации Форум О нас

Деньги любят сильных

[04.10.2006]

 Чем больше инвесторы вкладывают в российские активы, тем быстрее растет расслоение между богатыми и бедными территориями. Львиная доля инвестиций достается небольшой группе экономически развитых регионов. Россия обречена на несколько десятилетий такого развития, предупреждают эксперты. На форуме “Кубань-2006” президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев представил материалы о политике привлечения инвестиций в регионы. Финансового капитала в стране слишком мало, чтобы территории развивались одинаково динамично, говорится в докладе. Разрыв в объемах инвестиций на душу населения между субъектами Федерации достигает 150 раз.

По данным Института регионального развития, свыше половины инвестиций приходится на 20% регионов-лидеров, а 20% аутсайдеров привлекли менее 3%. Бюджетных же ресурсов недостаточно, чтобы сократить расслоение регионов. В результате Тюменская область по валовому региональному продукту по паритету покупательной способности соответствует Нидерландам и Канаде, Москва — Португалии, Татарстан и Ленинградская область — Хорватии и Эстонии. Примерно две трети регионов со средним уровнем развития близки к Румынии и Венесуэле, треть слаборазвитых соответствуют Вьетнаму и Гондурасу, а самые отсталые (Ингушетия и Тува) — Непалу и Кении. Ситуацию, по словам Дмитриева, усугубляет то, что в России не кадры следуют за инвестициями, а инвестиции — за кадрами. “Поляризация в развитии регионов неизбежна”, — обозначил тенденцию Дмитриев. “Социально опасной” называет ее директор “Юникон-Консалтинга” Елена Московская.

 Экономическое неравенство территорий увеличивается, несмотря на растущие суммы федеральной поддержки, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Межбюджетные трансферты в 2007 г. увеличатся на 13% по сравнению с этим годом и достигнут 599 млрд руб. На 730 млрд руб. будет реализовано федеральных целевых программ и внепрограммных инвестиций в основные фонды. Не все аналитики одобряют такую политику государства. “В России бездумное, направленное против экономического роста перераспределение доходов через федеральный бюджет”, — считает директор Института регионального развития Булат Столяров. Это разрушает стимулы к развитию сильных регионов, но не решает проблем неравенства, объясняет он. Иностранные инвестиции, концентрируясь в столичных мегаполисах, ресурсодобывающих и портовых регионах, только усиливают расслоение, добавляет Московская.Но ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау убежден, что экономический рост страны нельзя приносить в жертву выравниванию уровней экономического развития. “Общая динамика ВВП сейчас важнее относительного обнищания части регионов”, — говорит он.

Смягчить процесс расслоения могут региональные власти, считает исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса России Андреас Романос. По его словам, налоговые льготы интересуют предпринимателей меньше, чем отсутствие бюрократических барьеров и чиновничьих поборов, наличие инфраструктуры и качественных проектов. С ним соглашается Николас Кнауф, совладелец фирмы Knauf, который утверждает, что роль федеральных властей сегодня сводится к совершенствованию законодательства, а ключ к привлечению инвестиций — в руках губернаторов и мэров.

По мнению президента РСПП Александра Шохина, на определенном этапе “ушедшие в отрыв” регионы начнут подтягивать отставших к своему уровню через систему межрегиональных заказов. Столяров говорит, что власти на местах довольно широко используют арсенал инструментов для привлечения инвестиций. 73% регионов практикуют льготы по налогу на прибыль, имущество и землю, 61% -предоставляют госгарантии по займам, 60% — соинвестируют в проекты с бизнесом, 50% — выделяют инвестиционные налоговые кредиты, 43% — субсидируют процентные ставки. Проблема, однако, в том, что привилегии на местах чиновники предоставляют для “своих” фирм, замечает Столяров. Тем самым нарушается равенство конкуренции. “Надо в использовании инвестиционных механизмов в регионах переходить от разрешительного принципа к заявительному и сделать непрозрачный порядок "для своих" открытым режимом для всех”, — считает Столяров. А Шохин предлагает проводить отдельные конкурсы по размещению ОЭЗ в депрессивных регионах. У властей не должно быть иллюзий — как минимум на два десятилетия страна обречена на поляризацию регионов, резюмирует Зубаревич. При этом она не исключает, что конфигурация лидеров, середняков и аутсайдеров будет меняться.


БЮДЖЕТ ЛОМИТСЯ ОТ ДЕНЕГ Профицит федерального бюджета в январе — июле 2006 г. достиг 1,27 трлн руб. (это 163,7% от годового плана), констатирует Росстат. Всего за этот период в федеральную казну поступило 3,5 трлн руб. В консолидированный бюджет за семь месяцев собрано 5,71 трлн руб. Его доходы превысили расходы на 1,65 трлн руб.

Александр Беккер

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/10/04/113573 "> Ведомости


Все публикации   Еще в разделе "Обзоры и аналитика"   Обсудить  

Поиск:
Логин:
Пароль:
Регистрация

Яндекс цитирования
 
RSS 2.0
© 2015 ООО "Центр информационных технологий". При цитировании информации гиперссылка на Новости Энергетики обязательна
E-Mail: info@energetic-news.ru